Я давно уже собираю интересные, многосмысловые истории зачастую юмористические. Короткий анекдот обладает иногда настолько емким и многоплановым содержанием, так метко подчеркивает определенные человеческие качества, заблуждения или стереотипы, как далеко не каждая книга по психологии, посвященная этой теме. Одновременно с этим анекдот обладает еще удивительной по своей мощности воздействия терапевтической, целительной силой. Вовремя и к месту рассказанный, он способен не только изменить настроение пациента, но и поменять его точку зрения на ряд своих проблем и отношение ко многим вещам.
Иногда такая байка способна даже трансформировать мировоззрение человека, делая его более гибким, адаптивным и устойчивым к стрессам. Такой глубоко запавший в душу анекдот может стать своего рода девизом или лозунгом человека и одновременно с этим – мощнейшей психологической опорой и ресурсом. Это тот внутренний друг, который, всплывая в памяти, может напомнить о бессмысленности и нелепости некоторых действий, вариантов поведения и отношения к действительности. Это те инструкции, которые человек может свободно принять, переработать и усвоить именно в силу легкости, непринужденности, развлекательного характера их формы и подачи.
По сути вовремя и к месту рассказанный анекдот имеет силу гипнотической команды в изменении мировоззрения человека.
Такое «медицинское» предназначение юмора давно известно в истории человечества. Так, например, по одной из версий слово «галиматья» (вздор, чепуха, ерунда) произошло от имени парижского врача Галли Матье, который лечил больных смехом.
Однажды слепой человек сидел на улице со шляпой возле ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».
Один человек (будем считать его креативщиком из рекламного агентства) проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Затем оставил ее слепому человеку и ушел.
К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:
– Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому.
Он улыбнулся и ушел. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».
Терапевтические мишени: эмоциональные – гнев, агрессия, тревога; поведенческие – ригидность, конформность; психологические – установка долженствования, установка максимализма.
Для изменения жизни важна готовность принять ответственность за все, что вы чувствуете и совершаете в ней: злость ли, радость ли, плохое или хорошее, конструктивное или деструктивное. Когда вы понимаете, что именно вы являетесь причиной происходящего с вами, когда эта ответственность осознана и принята – мысли начинают изменяться, а с ними эмоции, поведение и вся жизнь.
К сожалению, как показывает практика, не каждый обратившийся за помощью к психотерапевту по-настоящему готов к ней. Точнее зачастую человек готов к тому, что все сделают за него. Еще Ибн Сина говорил пациенту, которого лечил: «Смотри – нас трое: я, ты и твоя болезнь. Победит тот, на чью сторону ты встанешь».
Зевс и Гера сидели на небесах, обозревая тяжелое положение человечества. Гера была очень тронута бедным человеком, склонившимся под тяжестью своих проблем, его голодом и страданиями его семьи, которой уже давно было не до смеха.
– Мой повелитель, – обратилась она к Зевсу, – будь милосерден. Пошли помощь этому человеку. Смотри, он так беден, что его сандалии завязаны морской водорослью.
– Любовь моя, – ответил Зевс, – я был бы рад помочь ему, но он еще не готов.
– Позор тебе, – гневно ответила Гера. – Ведь для тебя нет ничего проще, чем бросить перед ним на землю мешок с золотом, чтобы все проблемы покинули его навсегда.
– А, ну это совсем другое дело, – сказал Зевс.
Яркая молния и раскат грома пронзили безоблачные небеса. Казалось, мир замер на мгновение, но потом птицы снова защебетали свои песни, а цикады начали пиликать еще громче. Мешок, полный великолепного золота, лежал на дороге перед бедным человеком, который аккуратно поднял ногу и переступил через него, чтобы не повредить свои сандалии. И пошел дальше.
Неумение разобраться в своих желаниях и сформулировать для себя цели, приоритеты и правила жизни оборачивается не только различными нервными срывами и заболеваниями, но и драматическими финалами самой жизни. Примером адаптивного отношения к жизни, правильного понимания ее определенной гармонии и закономерности (а не наших эгоцентричных представлений о справедливости) является молитва Матери Терезы, отражающая не только христианскую, но в определенной степени и философскую позицию:
Я просила Бога забрать мою гордыню, и Бог ответил мне – нет.
Он сказал, что гордыню не забирают – от нее отрекаются.
Я просила Бога исцелить мою прикованную к постели дочку. Бог сказал мне – нет. Душа ее в надежности, а тело все равно умрет.
Я просила Бога даровать мне терпение, и Бог сказал – нет.
Он сказал, что терпение появляется в результате испытаний – его не дают, а заслуживают.
Я просила Бога подарить мне счастье, и Бог сказал – нет.
Он сказал, что дает благословение, а буду ли я счастлива или нет – зависит от меня.
Я просила Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал – нет.
Он сказал, что страдания отворачивают человека от мирских забот и приводят к Нему.
Я просила Бога, чтобы дух мой рос, и Бог сказал – нет.
Он сказал, что дух должен вырасти сам.
Я просила Бога научить меня любить всех людей так, как Он любит меня.
Наконец, сказал Господь, ты поняла, что нужно просить.
Я просила – и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.
Я просила мудрости – и Бог послал мне проблемы, над которыми нужно ломать голову.
Я просила мужества – и Бог послал мне опасности.
Я просила любви – и Бог послал несчастных, которые нуждаются в моей помощи.
Я просила благ – и Бог дал мне возможности.
Я не получила ничего из того, что хотела, – я получила все, что мне было НУЖНО!
Бог услышал мои молитвы.
Диапазон применения байки: аффективные расстройства.
Терапевтические мишени: эмоциональные – зависть, жадность, ревность, страх; поведенческие – месть, вражда.
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
– Господи! Это Ты? – воскликнула она с радостью.
– Да, это Я, – ответил Бог.
– А что у Тебя можно купить? – спросила женщина.
– У Меня можно купить все, – прозвучал ответ.
– В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром.
Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
– И это все?! – воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
– Да, это все, – ответил Бог. – Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?
Диапазон применения байки: семейное консультирование, аффективные расстройства.
Терапевтические мишени:, формирование мотивации для лечения.
Одна жена советует другой: – Не переживай, что твой муж волочится за каждой юбкой. Мой пес гоняется за каждой автомашиной, но если он ее догоняет, то все равно не знает, что с ней делать!
Мораль: Мудрая женщина позволит супругу нагуливать аппетит, но сделает так, чтобы поел он дома.
Комментарий: «Своих мужей всегда ревнуют некрасивые женщины. Красивым – не до того, они ревнуют чужих». (О. Уайльд)
Терапевтические мишени: ревность, жадность, семейный конфликт.
Звонок на фирму, которая занимается ремонтом компьютеров и периферийных устройств: – Мой принтер начал плохо печатать! – Вероятно, его надо просто почистить. Это стоит пятьдесят долларов. Но будет лучше, если вы прочтете инструкцию и выполните эту работу сами. Клиент, удивленный такой откровенностью, спрашивает: – А ваш босс знает, что вы таким образом препятствуете бизнесу? – На самом деле это его идея. Мы получаем куда больше прибыли, когда позволяем нашим клиентам сначала самим попытаться что-то отремонтировать.
Мораль: «Самоучка редко знает что-нибудь как следует и обычно в десять раз меньше, чем узнал бы с учителем». (М. Твен)
Комментарий: В идеале каждому стоит стать психотерапевтом для самого себя. Но это не может произойти только от наличия желания или потребности, это может осуществиться только в результате долгосрочной и кропотливой работы. Как много приходит пациентов, говорящих о том, что они очень много знают о своей проблеме, какое бессчетное количество книжек по психологии они скупили, и к какой каше в их голове приводит это изобилие отрывочной и несистематизированной информации, богато приправленной домыслами и фантазиями! Поэтому такие пациенты, как ни парадоксально, еще более сложные, чем безразличные к психологии. Сначала из их головы приходится вытряхивать несметные предубеждения, навязанные досужими авторами сонма творений поп-психологии.
Руководитель крупной компании пошел в лес за грибами. Он доехал до леса на машине, оставил ее на обочине дороги и углубился в лес. Там он долго ходил, но, проплутав около шести часов, понял, что заблудился и не в состоянии вернуться к своей машине. На берегу ручья под высокой сосной он увидел удобный пенек и сел на него, чтобы отдохнуть. Через какое-то время к месту, где он сидел, вышел другой грибник. Заблудившийся обрадовался и спросил его: – Извините меня, можете ли вы сообщить, где я нахожусь? Внимательно посмотрев на него, грибник ответил: – Вы находитесь в лесу, на берегу ручья. Вы сидите на пеньке, стоящем под высокой сосной. – Вы, должно быть, психолог-консультант! – сказал заблудившийся. – Ого! Как вы это узнали? – спросил прохожий. – Все, что вы сказали, я знал и до вас. Ваш ответ технически правилен, но абсолютно бесполезен, и фактически я так до сих пор и не знаю, как выйти к своей машине. – А-а-а, ну вы, должно быть, президент крупной компании! – улыбнулся консультант. – Точно! А как вы догадались? – Следите за мыслью: вы прекрасно видите, где вы находитесь, и все же вы не знаете, где вы находитесь, и спрашиваете об этом, хотя сами знаете ответ, который услышите. Вы не знаете, куда вам двигаться дальше, но об этом как раз не спрашиваете. Реально вы находитесь в точно том же положении, как и до нашей с вами встречи, но теперь вашу проблему вы превратили в мою ошибку и обвиняете меня!
Мораль: «Правильно спросить – половина знаний». (Магомет)
Комментарий: Человек получает ответы на свои вопросы в соответствии со способностью к пониманию и подготовкой.
Диапазон применения байки: обучение психологов и психотерапевтов, психические расстройства непсихотического уровня, семейное консультирование, бизнес-консультирование.
Терапевтические мишени: иррациональная установка долженствования.
Физик Фаренгейт изобрел новый инструмент, который он назвал ртутным термометром. Однако идея использовать его для измерения температуры человеческого тела пришла к нему позже, когда Фаренгейт докладывал в Академии наук о пользе своего прибора, и там ему сказали, что пусть он лучше это изобретение себе в задницу засунет.
Мораль: Не существует неудачи, а есть только обратная связь.
Комментарий: В большинстве наших неприятностей и неудач кроются выходы и пути решения. Только наше чрезмерное эмоциональное реагирование мешает нам увидеть их и воспользоваться.
Диапазон применения байки: аффективные расстройства, тренинги целеполагания.
Терапевтические мишени: целеполагание, уверенность в себе.
Упал как-то один мужик в пропасть. Держится он за чахлый кустик изо всех сил. Тот уже трещит и вот-вот треснет. Взмолился мужик небесам: – Господи! Никогда я в тебя не верил! Но теперь, видать, настал час! Молю Тебя, если Ты есть – спаси меня!А в ответ тишина. – Господи! Я принимаю Тебя в сердце свое и целиком полагаюсь на Тебя!Тогда разверзлись небеса. Господь обратился к висящему над пропастью: – Раз полагаешься на меня, помогу я тебе. Если веришь в меня – отпусти ветку!Мужик посмотрел еще раз в пропасть, поднял голову и сказал: – Так, там, наверху, еще есть кто-нибудь, кто мне может помочь?
Мораль: «Есть вещи, которые надо прежде видеть, чем в них верить; и есть другие, в которые надо прежде верить, чтобы их видеть». (П. Буаст)
Комментарий: В детско-подростковом возрасте я часто приставал к своим родственникам и особенно к бабушке с вопросом: «Ну почему Рождество празднуется всегда в строго определенный день, а Пасха каждый раз по-разному?» Движимый юношеским максимализмом я не мог уяснить для себя как казнь, такое четкое, почти как исторический факт событие и последующее воскресение, тесно с ней по времени связанное, могут так свободно гулять – на несколько недель туда или сюда год за годом. Обычно день рождения – менее четко зарегистрированное событие. Рассуждения мои родные называли ересью. Но бабушка, спокойно меня выслушав, сказала: «Это не вопрос математики, это вопрос веры».
Диапазон применения байки: аффективные расстройства.
Терапевтические мишени: формирование адаптивного мировоззрения.
Как я люблю свои стройные ноги, осиную талию, изящные руки, идеальную фигуру. И как я ненавижу жир, который все это скрывает!
Мораль: Знание проблемы еще не означает ее решения.
Комментарий: Нередко от моих пациентов можно услышать: «Доктор, это не я, во всем виноваты эти дурацкие мысли!», «Я не знаю, как так снова получилось», «Это само…» Часто люди отказываются брать на себя ответственность за происходящее с ними, вытесняют, приписывают внешним неподконтрольным причинам. Что приводит к серьезной сложности – тогда проблемы невозможно решать, поскольку их решение не в изменении внешних атрибутов, а в преодолении внутренних причин. Чтобы учиться на своих ошибках, нужно сначала осознавать и понимать, что вы совершаете их. Потом предстоит детально разбираться, как конкретно вы это делаете, и формировать альтернативный вариант, своего рода контрпрограмму против вредной привычки (негативной программы). А затем предстоит еще долгий период кропотливой тренировки и внедрения до уровня новой неосознаваемой (но уже полезной) привычки этой контрпрограммы. Ее предстоит холить и лелеять, активно внедрять в типичные жизненные ситуации, где ранее применялась вредная программа. Только выпестовав таким образом новый вариант поведения, можно по-настоящему измениться и в реальности добиться того, о чем до этого лишь долго вздыхали да бесплодно мечтали.
Диапазон применения байки: нарушения пищевого поведения, аффективные расстройства, семейное и бизнес-консультирование.
Терапевтические мишени: нервная анорексия
Поймала одна не очень развитая девочка в пруду рыбку. Чисто случайно. И оказалась та рыбка золотой. Предложила она, как полагается, три желания. Девочка почесала затылок, поковыряла в носу и спросила: – А мона у меня будут вот такенные больсие уси! – Хорошо, – сказала рыбка. Махнула хвостиком, и у девочки появились здоровые уши. – Загадывай второе. – А мона у меня будет вот такенный больсой носиссе! – Без проблем, – сказала рыбка. Снова махнула она своим хвостиком и у девочки появился здоровый и мясистый нос. – Ну, – спросила золотая рыбка, – что ты загадаешь напоследок? – Хочу больсую и зирную зопу! – Получай, – сказала волшебная рыбка и удалилась восвояси. Плывет и думает, что первый раз у нее такая фигня с желаниями вышла. Ломала она голову, ломала и решила вернуться, узнать у девочки, в чем тут дело. Приплывает и спрашивает: – Девочка, слушай, я вот не пойму, а чего ты не захотела стать красивой, умной, богатой? – А че, мона было?!
Мораль: Будь внимателен и осторожен со своими желаниями.
Комментарий: Я очень надеюсь и рассчитываю, что вы используете этот сайт не так, как девочка рыбку!
Терапевтические мишени: целеполагание, формирование адаптивного мировоззрения.
Пожилая пара отмечала свою золотую свадьбу после долгих лет супружества. Во время завтрака жена подумала: «Пятьдесят лет я всегда была внимательна к своему мужу и всегда давала ему хрустящую верхушку булочки на завтрак. Сегодня я наконец хочу сама насладиться этим лакомством». Она намазала верхнюю часть булочки маслом и дала своему мужу другую часть. Против ее ожиданий он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Дорогая, ты доставила мне огромное удовольствие. Пятьдесят лет я не ем нижнюю часть булочки, которую я больше всего люблю. Я всегда отдавал ее тебе, потому что ты ее так любишь».
Мораль: «От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения». (М. Монтень)
Комментарий: Лучшее – враг хорошего. Стараясь чересчур угодить близкому и не спросив его о желаемом, мы можем не только совершать напрасные жертвы, но заставлять страдать себя и окружающих. Происходит это вследствие жадности к «хорошести». Чем лучше мы будем выглядеть в глазах окружающих (и тут мы «за ценой не постоим»), тем больше нас будут любить и, соответственно, тем больше благ от окружающих мы сможем получить. Мало кто признается в этом даже самому себе, не то что другим, поэтому такую привычку для своего же психологического комфорта человек либо вытесняет («в упор не вижу»), либо рационализирует («это я не себе, все людям», псевдоальтруизм). Эта стратегия выживания закладывается в детстве, где абсолютно зависимый от окружающих младенец вынужден бороться за любовь окружающих. Дети, как и домашние животные, хорошие манипуляторы; а что им еще остается, кроме как быть чуткими к микросигналам взрослых. Малейшие нюансы удовольствий и неудовольствий они подмечают и рефлекторно воспроизводят, таким образом начиная получать определенную власть над окружающей действительностью. Манипулятор (от лат. manus – рука) – приспособление, являющееся продолжением руки. Так, для младенца им становятся родители. Заорал – прибежали, напоили или поменяли памперс, в общем – устранили дискомфорт.
Быстро постигая азы «руководства по управлению родителями», ребенок приспосабливается к окружающей действительности и таким образом борется за свое выживание, удовлетворение своих нужд и потребностей. Взросление же заключается в увеличении того, что ты можешь реализовать самостоятельно. Психологическое взросление не сопряжено с биологическим: и в 50 лет можно оставаться инфантильным и беспомощным, несмотря ни на какие социальные достижения (а в 90 лет – снова к этому вернуться уже из-за биологических причин). Такая инфантильная личность и будет сверхстарательной, внешне – для других (прямо Мать Тереза), а реально – для себя любимой.
Диапазон применения байки: семейное консультирование, бизнес-консультирование, коммуникативные и ассертивные тренинги, аффективные расстройства.
Терапевтические мишени: иррациональная установка долженствования, инфантильные стратегии и защиты, выработка безоценочного мышления.