Методичка по свето-звуковой

Ст. преподаватель кафедры психологии и педагогики

УрЮИ МВД России

подполковник милиции

А.В.Патрушев

 

Версия для печати

 

Методические рекомендации

 

Формы и методы оказания психологической помощи сотрудникам ОВД, получившим ранение при выполнении служебно-боевых задач.

 

Одним из направлений деятельности психологов ОВД является реализация программ психологической помощи и реабилитации личного состава, принимавшего участие в боевых действиях в горячих точках.

 

Участие в боевых действиях не обходится без потерь и ранений. В данный момент в различных госпиталях системы МВД находится относительно большое количество сотрудников, получивших ранения в ходе контртеррористической операции в Северно-Кавказском регионе.

 

 

Фактически у всех раненых имеются симптомы посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР): навязчивые воспоминания, сниженный фон настроения, непреодолимая бессонница, необъяснимая тревога, повышенная раздражительность, нервозность, депрессия, сверхбдительность, расстройства памяти и внимания.

 

В настоящее время, ввиду отсутствия в госпиталях штатных психологов, в ряде регионов сложилась такая практика, когда психологическая помощь раненым осуществляется психологами органов внутренних дел.

 

По отзывам психологов ОВД, работавших в госпиталях различных регионов России, все они сталкивались с одинаковым набором трудностей:

 

•  Адаптация к условиям госпиталя. Необходимость сочетания графика работы медицинского учреждения и режима лечебного процесса с психотерапевтической работой.

 

•  Трудности установления психологического контакта с ранеными на начальном этапе: отказ от помощи, отрицание проблем, недоверие и т.д.

 

•  Большие психологические нагрузки. Профессионализм психолога определяется умением установить психологический контакт, а это, в свою очередь, зависит от способности настроиться на пациента, “отзеркалить” с помощью своего тела и психики его состояние. Чем лучше психолог это делает, тем больше проблем пациента он может буквально взять на себя. Отсюда – возникновение симптомов психологического стрессового расстройства, а именно, соматические проявления, повышенная тревожность, неспособность расслабиться, отрицание собственных переживаний, флэшбэки, навязчивые сновидения. Как результат – эффект “выгорания”.

 

•  Реадаптация к обычным условиям несения службы после окончания работы в госпитале.

 

Таким образом, для эффективной организации работы психологической службы МВД России, в плане оказания психологической помощи раненым сотрудникам, необходимо выделять два направления:

 

– непосредственная работа с ранеными, направленная на переработку травматического переживания и интегрирование его в позитивный жизненный опыт личности; обучение навыкам саморегуляции (релаксации, контролю боли, наработка ресурсных состояний, мобилизации памяти и внимания); психологическое просвещение;

 

– работа, направленная на психологическую и физическую реабилитацию психологов.

 

По своей сути эти два направления ничем не отличаются друг от друга. Более того, реабилитация психологов может быть значительно затруднена личностными установками. Так, испытывая на себе все симптомы посттравматического стрессового расстройства, психологи очень редко обращаются за помощью к своим коллегам, считая, что они сами, как профессионалы, обязаны справиться с этой проблемой. Однако одной из особенностей ПТСР является низкая поисковая активность, нежелание прилагать волевые усилия вне привычного образа жизни, плохой произвольный доступ к чувственно-образным представлениям (на которых, собственно, строится почти вся психотерапевтическая работа).

 

Как в отечественной психологии, так и в зарубежной психологии для лечения ПТСР большое внимание уделяется вопросам психорегуляции, направленной на оптимизацию психических состояний. Эти задачи предполагается решать через использование аутогенной тренировки, методов прогрессивной релаксации и их модификаций, когнитивной перестройки, идеомоторной тренировки, визуализации, методов йоги и дзен-будизма. Все они требуют определенных волевых усилий от пациента, самодисциплины и направлены на работу с чувственно-образными представлениями.

 

Существует ли простой и эффективный метод, сочетающий, с одной стороны, все достоинства вышеперечисленных методик и, с другой стороны, позволяющий обойти указанные трудности. Такой метод существует – свето-звуковая стимуляция мозга. Более того, он уже прошел апробацию в подразделениях и органах внутренних дел Омской, Кемеровской и Свердловской областей и в Уральском юридическом институте МВД РФ.

 

Теоретические основы.

 

В 50-е годы получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющий записывать и изучать электрические потенциалы мозга. Тогда же было установлено, что мозг способен следовать за различными ритмичными стимулами, например, импульсами сверх слабого электрического тока, световыми вспышками и звуковыми щелчками, если частота следования стимулов находится в рамках естественного диапазона частот электрических потенциалов мозга (0.5-42Гц). Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 10-25Гц, но при тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных частот мозга. Это открытие позволило создать эффективную систему тренировки мозга для достижения необходимых состояний.

 

В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических колебаний в человеческом мозге, каждому из которых соответствует свой диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует.

 

Бета волны — самые быстрые. Их частота варьируется, в классическом варианте, от 14 до 42Гц (а по некоторым современным источникам, – более чем 100 Герц). В обычном бодрствующем состоянии, когда мы с открытыми глазами наблюдаем мир вокруг себя, или сосредоточены на решении каких-то текущих проблем, эти волны, преимущественно в диапазоне от 14 до 40 герц, доминируют в нашем мозге. Бета волны обычно связаны с бодрствованием, пробужденностью, сосредоточенностью, познанием и, в случае их избытка, – с беспокойством, страхом и паникой. Недостаток бета волн связан с депрессией, плохим избирательным вниманием и проблемами с запоминанием информации. Стимуляция мозга в бета-диапазоне позволяет избавиться от депрессивных состояний, повысить уровень осознанности, внимания и кратковременной памяти.

 

Альфа волны усиливаются, когда мы закрываем глаза и начинаем пассивно расслабляться, не думая ни о чем. Электрические колебания в мозге при этом замедляются, и появляются “всплески” альфа волн, т.е. колебаний в диапазоне от 8 до 13 герц. Если мы продолжим расслабление без фокусировки своих мыслей, альфа волны начнут доминировать во всем мозге, и мы погрузимся в состояние приятной умиротворенности, именуемым еще “альфа состоянием”. По-видимому, альфа-состояние является “нейтральным”, бездеятельным состоянием мозга; на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) здорового, не находящегося под влиянием стресса человека альфа волн всегда много. Недостаток их может быть признаком стресса, неспособности к полноценному отдыху, нарушений в деятельности мозга или болезни. Также альфа волны являются своеобразным мостиком – обеспечивают связь сознания с подсознанием. Исследованиями методом ЭЭГ установлено, что люди, пережившие в детстве события, связанные с сильными душевными травмами, имеют подавленную альфа активность мозга (в психологии этот феномен получил название “эффект вытеснения”). Аналогичную картину электрической деятельности мозга можно наблюдать и у людей, страдающих посттравматическим синдромом, полученным в результате совершенного над ними насилия, военных действий или экологических катастроф. Также в этом диапазоне лежит сенсорно-моторный ритм, поэтому становится понятным – почему у людей, страдающих посттравматическим синдромом, затруднен произвольный доступ к чувственно-образным представлениям.

 

Тета-волны появляются, когда спокойное, умиротворенное бодрствование переходит в сонливость. Электрические колебания в мозге становятся более медленными и ритмичными, в диапазоне от 4 до 8 герц. Это состояние называют еще “сумеречным”, поскольку в нем человек находится между сном и бодрствованием. Часто оно сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов, сопровождаемых яркими воспоминаниями, особенно детскими. Тета-состояние открывает доступ к содержимому бессознательной части ума, свободным ассоциациям, неожиданным озарениям, творческим идеям. Именно в тета состоянии человеческий мозг продуцирует больше бета-эндорфинов – собственных “наркотиков”, отвечающих за радость, отдых и уменьшение боли.

 

Этому психофизиологическому состоянию (похожему на гипнотические состояния картиной распределения и сочетания электрических потенциалов головного мозга) в 1848 Френчмен Маури дал название гипногогическое (от греческого hipnos  = сон и agnogeus  = проводник, ведущий). В каждой Восточной философско-эзотерической школе “гипногогия” использовалась веками для творчества и самосовершенствования, были тщательно разработаны психотехники и ритуалы для достижения этого состояния и существуют подробные классификации психофизиологических феноменов, ему сопутствующих. Заметим, что применение гипногогии не ограничивается Восточными религиями.

 

История донесла до нас, что такие известные личности, как Аристотель, Брамс, Пучини, Вагнер, Франциск Гойа, Ницше, Эдгар Алан По, Чарльз Диккенс, Сальвадор Дали, Генри Форд, Томас Эдисон и Альберт Эйнштейн намеренно использовали гипногогию для своего творчества, используя технику, которую описал еще Аристотель.

 

Пристрастие некоторых людей к алкоголю и наркотикам объясняется тем, что мозг этих людей не способен по разным причинам генерировать достаточное количество альфа и тета волн в обычном состоянии, в то время как в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, мощность электрической активности мозга, в альфа и тета диапазоне, у них резко возрастает. Тренировка мозга в тета-диапазоне значительно увеличивает творческие способности человека, способность его к обучению, способность самостоятельно решать различные проблемы. Также значительно снижается потребность в алкоголе и наркотиках.

 

Дельта волны начинают доминировать, когда мы погружаемся в сон. Они еще медленнее, чем тета-волны, поскольку имеют частоту менее 4 колебаний в секунду. Большинство из нас при доминировании в мозге дельта волн находится либо в сонном, либо в каком-то другом бессознательном состоянии. Тем не менее, появляется все больше данных о том, что некоторые люди могут находиться в дельта состоянии, не теряя осознанности.

 

Как правило, это ассоциируется с глубокими трансовыми или “нефизическими” состояниями. Примечательно, что именно в этом состоянии наш мозг выделяет наибольшие количества гормона роста, а в организме наиболее интенсивно идут процессы самовосстановления и самоисцеления.

 

Недавними исследованиями установлено, что, как только человек проявляет действительную заинтересованность чем-либо, то мощность электрической активности мозга в дельта диапазоне значительно возрастает (наряду с бета активностью). Стимуляция мозга в дельта диапазоне позволяет, с одной стороны, избавиться от бессонницы, с другой, – повысить профессиональные способности психологов и психотерапевтов к подстройке к пациентам, обеспечить глубокий отдых и полностью нивелировать эффект “выгорания”, а также значительно ускорить адаптацию и реадаптацию психологов.

 

Современные методы компьютерного анализа электрической активности мозга позволили установить, что в состоянии бодрствования в мозге присутствуют частоты всех диапазонов, причем, чем эффективней работа мозга, тем большая синхронность (когерентность) колебаний наблюдается во всех диапазонах в симметричных зонах обоих полушарий мозга.

 

Бинауральные биения.

 

Одним из самых эффективных (наряду со световыми вспышками) способов организации электрических колебаний мозга (и связанных с ними психофизиологические состояний), одновременно обеспечивающих высокую синхронизацию обоих полушарий, являются бинауральные биения.

 

При прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы. Например, когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 200 колебаний в секунду, а другое — чистый тон с частотой 204 колебания в секунду, полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он “слышит” биения с частотой 204 – 200 = 4 колебания в секунду, но это не реальный внешний звук, а “фантом”. Он рождается в мозгу человека только при сложении электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга.

 

Нейрофизиологи установили, что, накладывая бинауральные ритмы друг на друга в несколько “слоев”, можно формировать ритмическую активность мозга в необходимом направлении, и таким образом вызывать у человека соответствующую картину ЭЭГ (т.е. картину биоэлектрических колебаний мозга), а вместе с ней и состояние сознания, которому свойственна эта картина.

 

Использование бинауральных ритмов является очень простым и в то же время мощным средством воздействия на биоэлектрическую активность мозга.

 

Звуки высокой частоты.

 

Другую интересную категорию звуков открыл в своих исследованиях французский отоларинголог Альфред Томатис. Он первым систематически исследовал влияние на психику человека звуков высокой частоты (выше 8000 колебаний в секунду).

 

Исследования и клинический опыт Томатиса привели его к заключению, что ухо является одним из важнейших органов, формирующих сознание человека. До него большинство людей, включая ученых, изучавших ухо, считали, что у этого органа одна функция — слышать. Они не замечали, что слышание — всего лишь один аспект гораздо большего, динамического процесса, в котором участвует каждая клетка тела.

 

Томатис открыл, что ухо не просто “слышит”, но колебания, воспринимаемые им, стимулируют нервы внутреннего уха, где эти колебания преобразуются в электрические импульсы, различными путями попадающие в мозг. Некоторые идут в слуховые центры, и их мы воспринимаем как звуки. Другие создают электрический потенциал в мозжечке, который контролирует сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они идут в лимбическую систему, заведующую нашими эмоциями и выделением различных биохимических веществ, в т.ч. гормонов, оказывающих влияние на все наше тело. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также передается в кору головного мозга, заведующую высшими функциями сознания. Таким образом, звук высокой частоты стимулирует мозг, а вместе с ним и все тело.

 

Еще одним открытием Томатиса явилась прямая связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и его уровнем здоровья.

 

Сравните бесцветный, слабый голос больного человека и звонкий радостный голос ребенка!  Томатис разработал особый процесс звукозаписи под названием “электронное ухо”. В этом процессе из обычного звука поочередно вырезается то высокочастотная, то низкочастотная компонента. Когда человек слушает такую запись, мышцы его уха тренируются путем поочередного напряжения и расслабления; таким образом расширяется диапазон слухового восприятия, и как следствие, исчезают многие расстройства.

 

Существует множество документированных исследований, показывающих, в частности, что в результате применения этого метода усиливается творческий потенциал, улучшается память и способность к сосредоточению, значительно улучшается координация движений.

 

Лечение аддиктивных расстройств.

 

На самом деле речь идет не о лечении, а о тренировке мозга в самостоятельном достижении полезных состояний. В отличие от физических упражнений тренировка мозга дает долговременный эффект (на всю жизнь). Человек, расставаясь с наркотиками, ни в коем случае не приобретает новой зависимости – от приборов – здесь отсутствует эффект маятника и абстинентный синдром. Сессия полностью поддается контролю. При перестимуляции по какому-либо параметру возможна коррекция состояния с помощью сессии с противоположными параметрами.

 

Аддиктивные расстройства, формирующиеся в условиях театра военных действий, в значительной части случаев имеют отчетливую стрессогенную природу. Интенсивное стрессогенное воздействие боевой обстановки приводит к развитию у лиц с повышенной стрессоуязвимостью аддиктивных нарушений, по отношению к которым аддиктивное поведение является вторичным и выполняет до определенного момента защитно-приспособительскую функцию, блокируя на время стрессовую симптоматику и предупреждая запуск более тяжелых регистров.

 

Одним из наиболее волнующих прорывов в лечении наркотической зависимости является открытие, что стимуляция мозга слабым электрическим током (транскраниальная электростимуляция – cranial electrostimulation , or CES ) может вызывать быстрое восстановление нормального уровня нейро-химических веществ, подавленного наркотиками.

 

Впервые это открытие было сделано на крысах, приученных к употреблению героина. Обычно крысам требуется от недели до трех для восстановления нормального уровня эндорфинов (у крыс обмен веществ идет гораздо быстрее, чем у человека). Но у крыс, которым внезапно прекратили давать героин, уровень эндорфинов достиг нормы после всего 20 минут электрокраниальной стимуляции мозга. То есть эти крысы даже избежали “ломки”.

 

Эти исследования стали причиной использования транскраниальной электростимуляции для лечения людей. В начале 70-х было установлено, что транскраниальная электростимуляция быстро снижает депрессию, тревожность, тремор и другие симптомы у алкоголиков. Так же было установлено, что этот метод может восстанавливать так называемые необратимые поражения мозга у алкоголиков и производить буквально чудесное повышение их IQ (коэффициента интеллекта).

 

Более поздние исследования были проведены по лечению зависимости от кокаина, героина и метадона. Эти исследования так же показали поразительную эффективность транскраниальной электростимуляции. Доктор Meg Patterson , чья клиника по лечению наркотических зависимостей в Англии базируется на транскраниальной электростимуляции, утверждает, что при непосредственной замене наркотиков транскраниальной электростимуляцией абстинентного синдрома не возникает.

 

Транскраниальная электростимуляция не единственный путь для лечения зависимостей. Недавние исследования доказали, что стимуляция мозга световыми вспышками производит аналогичный эффект. В настоящее время светозвуковые системы успешно используются для лечения алкогольной и наркотической зависимости. Например, известный терапевт, специализирующийся на биологической обратной связи, доктор Thomas Budzynski обнаружил, что у пациентов, лечившихся от зависимости от транквилизаторов (бенздиазепинов), при градиентном снижении дозы препаратов, проявления абстинентного синдрома были значительно слабее, если они один раз в день получали светозвуковую стимуляцию, особенно если последняя была выдержана в тета диапазоне частот головного мозга.

 

Исследователи так же обнаружили, что использование транскраниальной электростимуляции и светозвуковых устройств не только снижает проявления абстинентного синдрома, но при систематическом применении от 3-х до 6-и недель (по 20-45 минут в день) производит удивительную личностную трансформацию – происходит не только уменьшение всех проявлений абстинентного синдрома, но так же значительно снижается и тяга к употреблению наркотических средств.

 

Эффект “порога” – необходимость продолжать стимуляцию в течение 3-6 недель для получения стойкого эффекта – является важным условием при лечении зависимостей. Eugene Peniston и Paul Kulkosky в 1990 году буквально потрясли своих коллег, занимающихся лечением химических зависимостей, опубликовав серию статей о своих исследованиях. В своем эксперименте они случайным образом разбили группу алкоголиков на две части. Обе группы были протестированы по стандартным методикам (16 PF ), в том числе был измерен их уровень депрессии. Затем одна группа получала транскраниальную электростимуляцию в альфа-тета диапазоне, вторая – стандартное в этих случаях медикаментозное лечение.

 

Экспериментальная (альфа-тета) группа получала стимуляцию пять раз в неделю в течение трех недель (всего 15 сессий по 20 минут). В конце тренировочного периода экспериментальные субъекты показали на ЭЭГ значительное увеличение мощности электрической активности мозга в альфа-тета диапазоне. Так же экспериментальная группа демонстрировала значительно лучшую степень восстановления от алкогольной зависимости. Так, 80% экспериментальной группы в течение последующих 13 месяцев не употребляли алкоголь, в то время как в контрольной группе – только 20%.

 

Наиболее интригующим открытием исследователей явилось полная личностная трансформация, произошедшая в экспериментальной группе. По результатам психологического тестирования в контрольной группе не было зафиксировано никаких изменений. Те же, кто получал альфа-тета стимуляцию, демонстрировали улучшение абстрактного мышления, стабильности, осознанности, самоконтроля, отмечали изменения в сторону большей сердечности своих отношений с близкими и повышении своей способности радоваться жизни. Так же зафиксировано значительное снижение уровня депрессии, скрытой агрессивности, шизоидного поведения, паранояльности, тревожности, избегания, исчезли галлюцинации.

 

В дальнейшем Peniston и Kulkosky стали комбинировать “обучение мозга” альфа-тета релаксации с позитивными визуализацией и внушениями. Субъектам давали инструкции визуализировать сцены, в которых они отвергают наркотики и при этом одобряют себя и гордятся собой, и другие внушения и ментальные представления. Во время обучения вхождению в тета состояние с помощью транскраниальной электростимуляции субъектов обучали представлять себе образ (по выбору, но всегда один и тот же), в котором они опускаются вниз по лестнице, погружаются в воду с аквалангом, либо медленно опускаются по спирали и вниз, либо проходят анфиладу комнат (ЭЭГ исследованиями установлено, что данные образы сами по себе способствуют активации тета активности мозга.),  который облегчает потом вхождение в эти состояния по желанию в любое время без аппарата, просто представляя себе этот образ и чувства ему сопутствующие.

 

Исследования Eugene Peniston и Paul Kulkosky , получившие название “Peniston Protocol ” сыграли решающее значение в области лечения химических зависимостей. Очень скоро клиницисты начали сообщать о выдающихся результатах по лечению химических зависимостей с использованием альфа-тета стимуляции мозга.

 

Например, Henry Adams , Ph . D . – основатель “Национального института ментального здоровья” ( National Institute of Mental Health ) и ведущий специалист исследовательских программ по алкоголизму в госпитале святой Элизабеты ( St . Elizabeth ‘ s Hospital , Washington , D . C .) установил, что самые “горькие” пьяницы только после одной сессии альфа-тета релаксации, сопровождаемой короткими антиалкогольными внушениями, в течение последующих двух недель понизили уровень употребления алкоголя на 55%.

 

В интервью корреспонденту доктор Adams заявил: “… это очень эффективная методика вместе с тем проста в подготовке и применении, свободна от существенного риска, какой-либо опасности и побочных медицинских эффектов. Теперь уже доказано, что она значительно уменьшает проявления абстинентного синдрома, обеспечивает состояние глубокой релаксации и тем самым уменьшает желание принимать наркотики…”.

 

В дальнейшем терапевтом Len Ochs была разработана биологическая обратная связь с использованием электроэнцефалографии (ЭЭГ). Светозвуковое устройство и пациент присоединяются последовательно к электроэнцефалографу в своеобразное кольцо положительной обратной связи. Волновая активность мозга анализируется, определяются пики активности в альфа-тета диапазоне. Частоты, соответствующие пикам мощности, посылаются на светозвуковое устройство, с которого производится свето-звуковая стимуляция мозга, но уже частотами, которые соответствуют собственной мозговой активности (у каждого человека имеются свои собственные пиковые частоты электрической активности мозга). Вскоре было обнаружено, что, несмотря на то, что альфа-тета стимуляция дает очень хороший эффект, тем не менее, в случае посттравматических стрессовых расстройств, депрессии, и депрессивных проявлениях при химической зависимости лучшие результаты достигаются, если в начале лечения наоборот – повышать частоты электрической активности мозга в бета диапазоне, достигая этим улучшения осознанного контроля, памяти, внимания, пробужденности и ясности сознания.

 

Так же было установлено, что некоторые люди имеют очень высокий уровень напряжения, включая высокую мощность электрической активности мозга в диапазоне быстрых бета волн, и очень низкую мощность волн релаксации в альфа и тета диапазоне. Люди такого типа так же часто демонстрируют характерное поведение, как курение, переедание, азартные игры, наркотическую или алкогольную зависимость. Это обычно успешные люди, потому что гораздо более чувствительны к внешним стимулам и реагируют на них значительно быстрее, чем остальные. Но для них ординарные события могут показаться крайне стрессовыми, заставляя искать способы понижения уровня напряжения и тревоги через прием алкоголя и наркотиков. Повышенный уровень напряжения – это одна из разновидностей нарушения баланса нейрорегуляторов в организме. Очевидно, что у таких людей транскраниальная электростимуляция и светозвуковые системы могут значительно повысить релаксирующие альфа и тета ритмы, без снижения интеллектуального потенциала.

 

Таким образом:

 

При абстинентном синдроме транскраниальная электростимуляция и светозвуковые устройства значительно уменьшают, а в ряде случаев и совсем убирают страх, боль, стресс и тревогу. При этом эффект длится несколько дней.

 

После преодоления “ломки” посредством стимуляции выработки нейрохимических веществ удовольствия устраняется анхедония,  которая часто заставляет наркоманов возвращаться к приему наркотиков, даже если они психологически избавились от страстного желания.

 

“Спусковые крючки”. Даже после очень длительного периода воздержания от приема наркотиков некоторые обстоятельства могут срабатывать как спусковой крючок для возвращения к наркомании: стресс, тревога, депрессия, неопределенность и т.д. Инструменты для стимуляции мозга обеспечивают идеальную возможность избежать “крючка”: они могут обеспечить гарантированное удовольствие и тем самым облегчить отказ от возвращения к употреблению наркотиков.

 

Долгосрочный прогноз. При длительном применении – через понижение уровня тревожности, повышения устойчивости к стрессу, обеспечении альтернативного источника удовольствия, и, возможно, через трансформирующие личность внутренние озарения (инсайты) инструменты для стимуляции мозга могут устранить потребность искать убежище в приеме наркотиков.

 

Общие методические рекомендации по применению свето-звуковой стимуляции мозга

 

Свето-звуковая стимуляция мозга, сама по себе, является мощным средством для отдыха, творчества и саморазвития, но за счет своей способности настраивать мозг на определенные состояния, она также может служить как “усилитель” для эстетического восприятия, обучения и запоминания большого количества информации, различных форм терапии и т.д. Так, например, является установленным факт, что 70% людей не гипнабельных, согласно официальным тестам, демонстрируют устойчивые гипнотические реакции на фоне свето-звуковой стимуляции мозга.

 

Ряд авторов утверждают, что короткие 15-20 минутные сессии два-три раза в день более эффективны, чем одна длинная сессия. Во всяком случае, ритмическое воздействие на мозг длительностью более 45-и минут не рекомендуется, поскольку, в общем случае, мозг перестает следовать свето-звуковым стимулам, а иногда превышение 45-и минутного порога может привести к разлитому торможению коры головного мозга (сонное сумеречное состояние), которое проходит только после естественного сна. Желательно проводить ежедневную стимуляцию. По крайней мере, перерывы не должны превышать трех дней.

 

При понижении частоты стимуляции мозгу требуется дополнительное время для синхронизации (не менее 1 минуты). При повышении частоты биений дополнительного времени для синхронизации не требуется (если воздействие длилось менее 20 минут). Если воздействие длилось 20-30 минут, наблюдается обратный эффект – для повышения частот мозга требуется около 5 минут (при плавном увеличении частоты биений).

 

Если во время рабочего дня проводится сеанс на релаксацию, то во избежание сонливости и сумеречного состояния, необходимо заканчивать стимуляцию на частотах 13-18Гц около 5-ти минут.

 

Исследования показали, что стимуляция в альфа диапазоне (8-14 колебаний в секунду) идеально подходит для усвоения новой информации, данных, фактов, любого материала, который должен быть всегда наготове в вашей памяти. С другой стороны, тета-диапазон (4-7 колебаний в секунду) идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы отключают защитные психические механизмы и дают возможность трансформирующей информации проникнуть глубоко в сознание. То есть, чтобы сообщения, призванные изменить поведение или отношение к окружающим, проникли в подсознание, не подвергаясь критической оценке, свойственной бодрствующему состоянию, лучше всего наложить их на ритмы тета-диапазона. Тета-диапазон также идеален для запоминания иностранных слов, при изучении языков.

 

Таким образом, если изучаемый материал носит информационно-логический характер, то лучше всего начать программу с частот бета ритма (14-18 гц) и затем плавно понизить ее до альфа ритма (8-10 гц). В этом режиме нужно оставаться до окончания прослушивания учебной программы. В конце сессии частота должна быть снова поднята до соответствующей уровню бодрствования (10-14 гц).

 

При необходимости усвоить внушения, связанные с изменением поведения или усвоить большое количество иностранных слов, должны также начинать с частот бета диапазона и понижать их до тета-диапазона (4-6 гц). В этом режиме нужно оставаться до окончания учебной или психокоррекционной программы, а затем частота должна быть снова поднята до соответствующей уровню бодрствования (10-14 гц). Если не обеспечить плавного прохождения с бета- через альфа- до тета-дипазона, то полученное состояние иногда субъективно воспринимается, как крайне дискомфортное. Это связано с тем, что все неприятные переживания “кодируются” в мозге на определенных частотах. При резком переключении существует вероятность попадания (сваливания, стягивания) на частоту неприятности. При плавном прохождении “сваливания” не происходит и к тому же имеет место терапевтический эффект – отрицательный эмоциональный заряд частично снимается “рассеивается”.

 

На этом эффекте основана тактика построения терапевтических сессий для людей, страдающих посттравматическим синдромом. Частота стимуляции плавно (примерно за одну минуту) меняется (качается) от бета- до тета-диапазона и обратно. При этом происходят глубокие изменения в эмоциональной оценке травматических событий.

 

В любом случае полезно оставаться под воздействием ритмов альфа- (или тета-) диапазона еще несколько минут после окончания учебной или психокоррекционной программы, перед тем как поднимать частоту снова до бета ритма и возвращаться в обычное состояние сознания.

 

Стимуляция в альфа-тета-диапазонах также очень эффективна для лечения алкогольной или наркотической зависимости и посттравматического синдрома. В этих случаях наблюдается эффект “порога”, когда в течение двух-трех недель не происходит каких-либо видимых изменений. Зато после прохождения “порога” наступают различные положительные изменения в структуре психики пациентов.

 

Если имеются проблемы с сосредоточением или другие симптомы пониженного бодрствования (хроническая усталость, забывчивость и т.п.) полезно поработать, наоборот, – с быстрыми частотами (15 гц и выше). Сессия начинается с 10-15 гц, а затем, частота плавно повышается, пока не достигнете 18-20 гц. Возможно, в начале, придется провести около пяти сессий в диапазоне 13-15Гц, для привыкания (несущая частота – 136,3Гц).

 

Если алкоголизму сопутствует депрессия (а при наркомании – в любом случае) полезно перед стимуляцией в альфа-тета-диапазоне сначала провести серию сессий в диапазоне 13-20Гц. Постепенно повышая частоту стимуляции.

 

Выводы.

 

Если Россия считается родиной электрокраниальной стимуляции мозга, то свето-звуковая стимуляция, как метод психокоррекции, в России фактически неизвестна. В России электрокраниальная стимуляция традиционно считается медицинским методом,  а свето-звуковая стимуляция применяется лишь в электроэнцефалографических исследованиях, как диагностический метод. Тем не менее, популярность свето-звуковой стимуляции мозга сейчас стремительно растет, благодаря ее высокой эффективности, простоте и безопасности.

 

Несмотря на то, что данный метод успешно используется в клиниках, наибольшее число приборов находится в личном пользовании.  К сожалению, в России данные приборы серийно не выпускаются. За рубежом существуют многочисленные научные публикации о применении светозвуковых устройств для лечения или значительного облегчения страданий людей, столкнувшихся в своей жизни с насилием, стрессом (в результате катастроф, боевых действий и т.д.); с такими нервными расстройствами, как беспокойство и депрессия; сезонными расстройствами; бессонницей; заболеваниями сердца; заболеваниями желудочно-кишечного тракта; головными болями; болями в спине; хроническими болями; гипертонией; предменструальным синдромом; расстройствами зрения; алкоголизмом и наркоманией; заболеваниями психики; пониженной обучаемостью; задержкой психического развития; сексуальными расстройствами; бесплодием; пониженным иммунитетом; паркинсонизмом; диабетом; астмой; инсультом; параличами; раковыми заболеваниями и даже эпилепсией (эпилепсия – одно из основных противопоказаний для использования световой стимуляции).

 

Однако вероятно, что одной из основных причин, по которой светозвуковые машины пользуются во всем мире растущей популярностью, это возможность совершать (с помощью Visuals-сессий) абсолютно безопасные захватывающие “психоделические” путешествия (другими словами – “управляемые сновидения”) без наркотиков. С другой стороны, Visuals-сессия – это не просто развлечение, поскольку развитие способностей к творческой визуализации в значительной степени увеличивает потенциал мозга, обучаемость и скорость обработки любой информации. Дело в том, что визуальная система – единственная у человека, позволяющая быстро “обрабатывать” несколько объектов одновременно и выявлять между ними связи. По данным акмеологии (науки, изучающей высшие достижения в любой области человеческой деятельности) и НЛП (нейро-лингвистического программирования) известно, что все выдающиеся ученые и философы обладали яркой способностью к визуализации. Достаточно сказать, что Эйнштейн, по его же словам, создал свою теорию относительности, представляя себе, как это должно выглядеть, когда путешествуешь на кончике луча света.

 

Таким образом, по существу свето-звуковая стимуляция является не лечением, а тренировкой мозга, которая значительно расширяет его возможности и, как следствие, его способность самостоятельно естественным путем справляться с различными возникающими в жизни проблемами. Этот метод не отрицает, а расширяет традиционный инструментарий психологов и психотерапевтов и позволяет им самим сохранять высокую работоспособность, душевное равновесие и нивелировать профессиональную деформацию.

 

Светозвуковая стимуляция мозга как метод одобрена Минздравом РФ (Пр.№4 от 26.11.97 УС МЗ РФ). Светозвуковые машины безопасны для большинства людей, но у некоторых могут вызвать проблемы. Например, людям, страдающим различного вида припадками, эпилепсией или повышенной светочувствительностью, выраженной сердечной аритмией или другими сердечными заболеваниями и имеющим кардиостимуляторы, систематически принимающим стимуляторы или транквилизаторы, психотропные препараты, а также алкоголь и наркотики, использовать светозвуковые машины только под наблюдением врача.

 

Приложения

 

Воздействие частот на сознание

 

Приборы.

 

Транскраниальная электростимуляция:

 

•  The Liss Cranial Stimulator (~$795);

•  The Alpha Stim (~$599);

•  The CES 100Hz (~$399);

•  The Nustar II (~$399);

•  The Brain Tuner (BT-6 ~$350), (BT-5 Pro ~$295);

•  The Balancer (~$299), The Balancer Plus (~$379);

 

 

По соотношению цен и возможностей, безусловно, лидируют на рынке приборы под общей маркой Photosonix :

 

NOVA PRO 100 аналогов по возможностям на современном рынке не имеет (имеет 100 встроенных сессий для различных целей и возможность загружать еще 100 – распространяются на дисках и через интернет);

 

Luma, Innerpulse– портативные приборы имеют 30, 50 встроенных сессий и 25 загружаемых, немногим уступают по возможностям Nova Pro 100;

 

Multi – User Expander – позволяет использовать одно свето-звуковое устройство на 10 человек

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

•  Аладжалова Н.А., Каменецкий С.Л., Рожнов В.Е. Сверхмедленные колебания потенциалов головного мозга как объективный показатель гипнотического состояния // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. – Тбилиси: Мецниереба, 1978. – С. 162-169.

 

•  Аптер И.М. О нейрофизиологических механизмах гипноза //Вопр. психотерапии. – 1977. – N 7. – С. 7-8.

•  Арзуманов Ю.Л. Выработка временных связей у человека с помощью неосознаваемых зрительных раздражителей. // Журнал высшей нервной деятельности. 1974. Т.24.

•  Баньков В.И. Наркотическое действие сложномодулированных электромагнитных полей. /Сб.: Сон и его нарушения. Тезисы докладов. М., 1972-б, с.22.

•  Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. – Л: Медицина, 1974. – 152 с.

•  Воронин Л.Г., Коновалов В.Ф. Электрографические следовые процессы и память. М.: Наука, 1976. с.165.

•  Данилова Н.Н. Реакция электрической активности головного мозга в ответ на световые мелькания, совпадающие с диапазоном частот альфа ритма. //Журн. высш. нервн. деятельности, 1961, т.11, вып.1, с.12.

•  Илюхина В.А., Кожушко Н.Ю. Локальные типовые изменения дзета-волн в головном мозге человека при изучении процессов активации внимания // Физиология человека. 1984. Т.10. №5. С.829-840.

•  Коновалов В.Ф., Сериков И.С., Федотчев А.И. Влияние разных частот фотостимуляции на динамику межполушарных взаимодействий. //Физиология человека, Т.13, №1, 1987. С. 3-11.

•  Лебедева Н.Н., Добронравова И.С. Организация ритмов ЭЭГ человека при особых состояниях сознания. //Парапсихология в СССР, №1, 1992, С.27-43.

•  Ли А.Г. Ясновидение. Формирование особых состояний сознания для раскрытия экстрасенсорных способностей человека. -2-е изд., стереотипное – М.: Издательство Фонда парапсихологии им. Л.Л.Васильева, 1994, 168с.: ил.

•  Ли А.Г., Стрельченко А.Б., Звоников В.М. Заявка на патент №93019980 от 19.04.1993г.: “Устройство для активации психических способностей человека”.

•  Невский М.П. ЭЭГ изучение гипнотического сна у человека: Автореф. дисс. д.м.н., М., 1962.

•  Подклетнова И.М., Таратынова Г.В. ЭЭГ-корреляты творческой деятельности // Психофизиологический эксперимент. Методическое и техническое обеспечение. – М.: Наука, 1990. – С. 74-79.

•  Прибрам К. Языки мозга. Пер. с англ., М., Прогресс, 1975. с.299.

•  Салтыков А.Б., Ильин В.И., Дронов А.А. Когнитивная деятельность и неосознаваемая ритмическая стимуляция // Психол. журн. 1993. Т.14. №5. С. 42-47.

•  Свидерская Н.Е. Синхронная электрическая активность мозга и психические процессы. – М.: Наука, 1987. – 156 с.

•  Сердюков О. Слово и тело. // Изобретатель и рационализатор. 1992, №3, С.10.

•  Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. “Психотехнологии. Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне”. М.: изд. гр. “Прогресс. 412с.”.

•  Budzynski, T. H. (1986). Clinical applications of non-drug-induced states. In B. B. Wolman & M. Ullman (Eds.), Handbook of states of consciousness, pp. 428-460. (New York: Van Nostrand Reinhold Company).

•  Carter, G. (1993). Healing Myself. (Norfolk: Hampton Roads Publishing Company).

•  de Quincey, C. (1994). Consciousness all the way down? In Journal of Consciousness Studies, 1 (2), pp. 217-229.

•  Delmonte, M. M. (1984). Electrocortical activity and related phenomena associated with meditation practice: A literature review. International Journal of Neuroscience, 24, pp. 217-231.

•  Dr. Ray Smith, “Supercharging the Brain,” in Megabrain Report, Vol.1, No. 3, pp. 12-20.

•  Eugene Peniston and Paul J. Kulkosky, “Alfa-Theta Brainwave Training and Beta-Endorphin Levels in Alcoholics,” /Alcoholism: Clinical and Experimental Research, 1989, Vol. 13, No. 2, pp.271-79.

•  Fischer, R. (1971). A cartography of ecstatic and meditative states. Science, 174 (4012), pp. 897-904.

•  Foster, D. S. (1990). EEG and subjective correlates of alpha frequency binaural beats stimulation combined with alpha biofeedback. Hemi-Sync Journal, VIII (2), pp. 1-2.

•  Goleman, G. M. (1988). Meditative mind: The varieties of meditative experience. (New York: G. P. Putnam).

•  Green, E. E. & Green, A. M. (1986). Biofeedback and states of consciousness. In B. B. Wolman & M. Ullman (Eds.), Handbook of states of consciousness, pp. 553-589. (New York: Van Nostrand Reinhold Company).

•  Hiew, C. C. (1995). Hemi-Sync into creativity. Hemi-Sync Journal, XIII (1), pp 3-5.

•  Hink, R. F., Kodera, K., Yamada, O., Kaga, K., & Suzuki, J. (1980). Binaural interaction of a beating frequency following response. Audiology, 19, pp. 36-43.

•  Hirai T. A data processing of electroencephalographic study on Zen meditation (Zazen) – EEG changes during concentrated relaxation // Recent Adv. EEG and EMG Data Process: Prog. Int. Conf., Kanazawa, Sept. 10-12, 1981. – Amsterdam e.a., 1981. – P. 377-378.

•  Hunt, V. V. (1995). Infinite Mind: The Science of Human Vibrations. (Malibu: Malibu Publishing Company).

•  Jevning, R., Wallace, R. K., & Beidenbach, M. (1992). The physiology of meditation: A review. A wakeful hypnometabolic integrated response. Neuroscience and Behavioral Reviews, 16, pp. 415-424.

•  Kennerly, R. C. (1994). An empirical investigation into the effect of beta frequency binaural beat audio signals on four measures of human memory. (Department of Psychology, West Georgia College, Carrollton, Georgia).

•  Luria, A. R. (1970). The functional organization of the brain. In Recent Progress in Perception. (San Francisco: W. H. Freeman and Company). Mavromatis, A. (1991). Hypnagogia. (New York: Routledge).

•  Margaret Patterson, M.D. “Getting Off the Hook.” London: Harold Shaw Publishers, 1983.

•  Michael Hutchison, “At the Crossover Point,” in Megabrain Report, Vol.1, No. 3, pp. 4-5.

•  Michael Hutchison, “MegaBrain Power: Transform Your Life with Mind Machines and Brain Nutrients”, New York, Hyperion 1994.

•  Oster, G. (1973). Auditory beats in the brain. Scientific American, 229, pp. 94-102.

•  Owens, J. E. & Atwater, F. H. (1995). EEG correleates of an induced altered state of consciousness: mind awake/body asleep. Submitted for publication.

•  Owens, J. E. (1995). Integrating paradigms. Hemi-Sync Journal, XIII (3), pp.1-3.

•  Rosenzweig, M. R. (1961). Auditory localization. In Perception: Mechanisms and models. (San Francisco: W. H. Freeman and Company).

•  Sabourin, M. E., Cutcomb, S. E., Crawford, H. J., & Pribram, K. (1990). EEG correlates of hypnotic susceptibility and hypnotic trance: Spectral analysis and coherence. International Journal of Psychophysiology, 10, pp. 125-142.

•  Shannahoff-Khalsa, D. (1991). Lateralized rhythms of the central and autonomic nervous systems. International Journal of Psychophysiology, 11, pp. 225-251.

•  Sheila Ostrander, Lynn Schroeder, “Superlearning” (NY: Delacorte, 1979)

•  Sheila Ostrander, Lynn Schroeder, “Super-Memory: The Revolution” (NY: Carol&Graf, 1991)

•  Smith, J. C., Marsh, J. T., & Brown, W. S. (1975). Far-field recorded frequency-following responses: Evidence for the locus of brainstem sources. Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, 39, pp. 465-472.

•  Steriade, M., McCormick, D. A., & Sejnowski, T. J. (1993). Thalamocortical oscillations in the sleeping and aroused brain. Science, 262, 679-685.

•  Tart, C. T. (1975) States of consciousness. pp. 72-73. (New York: E. P. Dutton & Company).

•  Webb, W. B., & Dube, M. G. (1981). Temporal characteristics of sleep. In J. Aschoff (Ed.), Handbook of behavioral neurobiology, pp. 510-517. (New York: Plenum Press).

•  West, M. A. (1980). Meditation and the EEG. Psychological Medicine, 10, pp. 369-375.

•  Whitton T. EEG frequency patterns assosiated with hallucinations in schizophrenics and “creativity” in normals //Biol. Psychiat. 1978. Vol. 13. P. 123-133.

•  William Beckwith, “Moving Beyod Metaphors of Mind: Addiction, Transformation and Brain Wave Patterns,” in Megabrain Report, Vol.1, No. 3, pp. 6-8.