Бинауральные ритмы
Бинауральные ритмы
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Бинауральные ритмы
Бинауральные ритмы — артефакт работы головного мозга , воображаемые звуки управляемой музыки, которые мозг воспринимает («слышит»), хотя реальные звуки этой частоты отсутствуют.
Чтобы наблюдать бинауральные ритмы, достаточно надеть стереонаушники, в которых на разные уши подаются сигналы, немного отличающиеся по частоте , разницу сигналов мозг воспринимает как естественные биения низкой частоты. Для того, чтобы такие биения были слышны, их частота тонов должна быть не выше 1000—1500 Гц , а разница частот не выше 30 Гц, но все же преимущественно не более 25 Гц. При большей разнице частот человек слышит два раздельных тона, и биения не возникает. С физической точки зрения это слияние двух волн, фазы которых периодически совпадают, тем самым создавая побочную волну низкой частоты.
Бинауральные ритмы являются предметом исследования нейрофизиологов , в частности, занимающихся изучением слуха. Кроме того, бинауральные биения влияют на головной мозг (меняют его ритмы), вызывая в нем волны, которые могут быть зарегистрированы при помощи электроэнцефалографии .
научному миру давно известен так называемый БИНАУРАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ (от латин. “bini” – “два” и “auris” – “ухо”) – способность человека определять направление на источник звука. Первым, кто обосновал и сформулировал феномен бинауральных биений, стал немецкий ученый-экспериментатор Г.В. Дофе (Heinrich Wilhelm Dove) в 1839 году.
Если внимательно слушать в качественных стереонаушниках стереофоническое звучание качественной аудиозаписи хора людей, поющих в унисон, то можно услышать (ощутить), как голоса сливаются в единый пульсирующий тон. Это и есть восприятие бинауральных ритмов (бинауральных биений) – один из самых замечательных музыкотерапевтических эффектов, породить который способны лишь некоторые из музыкальных инструментов, а также хор людей, поющих примерно в одной тональности (когда голоса или инструменты сходятся в унисон, эти чудесные ритмы (биения) замедляются, а когда расходятся – ускоряются). Эффект бинауральных ритмов веками используется в церковном хоровом пении.
Возможно, указанный звуковой эффект так и остался бы в сфере интересов только музыкантов, если бы не американский исследователь Роберт Алан Монро, в начале 50-х годов 20-го века первым в мире всерьез взявшийся за научное изучение механизма воздействия бинауральных ритмов на человека. Он увидел, что, несмотря на широкую известность в научном мире эффекта данных ритмов, никто не исследовал их целенаправленное воздействие на состояние человека при прослушивании через стереонаушники.
Именно Роберту Монро принадлежит открытие того, что при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) стереосигнала человек как раз и ощущает эти самые бинауральные ритмы (биения). Он доказал, что человек при прослушивании стереофонической музыки через стереонаушники подсознательно ощущает разницу частот левого и правого звуковых каналов (данная частотная разница и лежит в основе рождаемых при этом в головном мозге слушателя бинауральных ритмов).
Научная аксиома гласит: “Частота биений, возникающих при наложении двух звуковых колебаний с близкими частотами, равна разности этих частот”. Например, когда одно ухо слышит звук с частотой 400 Гц, а другое – 410 Гц (разница частот не должна превышать 25 Гц), то полушария головного мозга человека начинают работать синхронно, и в результате слушатель ощущает особое звуковое биение с “разностной” частотой, равной 10 Гц (410 – 400 = 10 Гц).
Современные нейрофизиологи открыли, что, искусственно накладывая “чистые” бинауральные ритмы друг на друга в несколько “слоев”, можно формировать ритмическую активность мозга в нужном направлении и таким образом вызывать у человека нужную картину ЭЭГ (т.е. желаемую картину электромагнитных волновых колебаний в мозге), а вместе с ней – и нужное состояние сознания, которому свойственна эта картина.
Умение слышать бинауральные ритмы возникло у человека в процессе эволюции для определения местонахождения объектов, издающих сверхнизкие звуки. С помощью же наушников, издающий звуки “объект” виртуально помещается непосредственно голову.
Этим вопросом уже давно занимается институт Монро (тот самый Роберт Монро, который написал серию книг про “путешествия вне тела “) и исследования института превратились в запатентованную технологию ХемиСинк (HemiSync).
В ХемиСинке используются разные комбинации частот и их изменение во времени, что по отзывам даёт больший эффект, чем простые постоянные бинауральные ритмы.
Ещё ХемиСинк использует музыку в качестве основы, хотя есть варианты, где бинауральные ритмы просто накладываются на белый шум.
Кстати, бинауральные ритмы нашли применения в следующих сферах:
• повышение эффективности обучения, улучшение памяти
• управление состоянием организма
• лечение некоторых болезней
• определение поврежденных областей в мозге
• медитация
• расслабление и “быстрый отдых”
P.S.
Я считаю, что с бинауральными ритмами, как и с любой технологией, надо обращаться аккуратно (также как нельзя выпивать 20 чашек кофе и 5 литров водки:).