Про образование.

1306314593_5104

Поделиться

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники

Часто в процессе терапии у многих моих клиентов всплывает множество тревожных переживаний связанных с обучением детей в школе. Их волнует, что бы ребенок был не хуже других, а еще лучше первым. Хотя это не про ребенка, а про ЭГО родителей. Посыл в том, что бы «как у людей, быть не хуже». Прививать дух соревнования и конкуренции – это заложено в сути образования. В этом родители часто становятся на сторону учителя и совместно давят на ребенка, предъявляя труднодостижимые требования. При этом родителям не нравится, когда с их детьми происходит всякие нехорошие вещи, заставляющие их страдать. А школа сейчас, окончательно превращается в одно большое страдание…
А учится ребенок для кого? Для себя? Оценки он приносит домой, так же, как папа зарплату. Ему важно выполнить требования родителей и учителей, а процесс учебы уже не интересен. И действительно зачем и как учиться именно в школе?
Уже сегодня семьдесят процентов того, что учат дети в школе, неактуально, не говоря уже про будущее! Парадокс воспитания детей, заключается в том, что в каких-то других сферах взрослые думают наперед, занимаются стратегическим планированием, пытаются представить, что будет дальше. А когда дело касается воспитания их же собственных детей, то они, словно напрочь забывают про этот временной люфт, который всегда существует!
Современный мир отличается огромной скоростью изменений. Вы помните, когда у вас появился первый личный компьютер? А первый мобильный телефон? Как думаете скоро на дорогах электромобили вытеснят бензиновые и дизельные машины? По прогнозам специалистов, за ближайшие десять лет исчезнет от 12 до 15% ныне существующих профессией. Дети, которые в этом году пошли в школу, еще не вырастут, еще её не закончат, а уже не будет 12-15% профессией, которые сейчас есть. Мы с трудом можем представить, что будет через 20 лет, когда уже точно эти дети вырастут.

Сегодняшние родители воспитывают детей в сегодняшнем дне. Когда они думают о том, чтобы было хорошо их детям, то они смотрят вокруг, анализируют окружающую действительность и из этого делают выводы о том, чему их учить, чему не учить, куда направлять. Но при этом редко кто из них думает, что к тому времени, когда их дети вырастут, сегодняшний день будет для них уже днём вчерашним!
Скажем, в начале XIX века в сельском хозяйстве США было занято 75 % населения. Через полтораста лет количество деревенщины в обществе уменьшилась до 20 %, а сегодня доля людей, занятых производством продуктов питания, вообще составляет 2–3 %. И их хватает, чтобы обеспечить всех едой, потому что невероятно выросла производительность труда в аграрном секторе: в 1800 году на производство 100 бушелей зерна один фермер тратил 344 часа труда, в 1900 году — 147 часов, а в 1995 году — 3 (три!) часа. Вот что такое прогресс!.. В результате органы статистики в США вообще перестали учитывать долю фермеров в составе населения, поскольку доля эта съежилась до размеров статистической ошибки.
Так вот, то же самое с середины XX века начало твориться и с промышленностью. Если после Первой мировой войны доли рабочих, фермеров и людей, работающих в сфере услуг, были примерно равными, то после Второй мировой число сервисменов стало превышать число рабочих и крестьян вместе взятых. В 1900 году 63 % американцев производили материальные блага, а 37 % работали в сервисе. Через 90 лет только 22 % американцев производили нечто осязаемое, а 78 % оказывали друг другу различные услуги. Те же самые тенденции начали прослеживаться и в Европе, только с небольшим запозданием… По прогнозам американских экономистов в ближайшее пятилетие из 26 новых рабочих мест 25 будет создаваться в сфере услуг. А к 2025 году доля работников сферы услуг составит около 85 % от всех работающих.

Конечно, родители хотят дать своему ребёнку самое лучшее, защитить его от возможных потерь. Но дело-то в том, что они не знают будущего!
Родители переживают за то, усваивает ли их ребенок те 70% ненужного материала школьной программы, выучил ли он это, запомнил ли другое? Когда родители нервничают, они начинают давить на детей, требуя от них соответствия будущему, о котором, опять же повторюсь, они не знают. И вот тут-то возникает проблема, которая стала всё чаще заканчиваться полной катастрофой для них и их детей. Проблема современных родителей в том, что относятся к борьбе со своим беспокойством с неимоверным усердием. Они так прессуют детей, чтобы подготовить их к миру, к тому миру, который в момент взрослости детей станет вчерашним и позавчерашним, — что превращают их в невротиков. Они настолько не могут смириться с тем, что их ребенок не будет знать английского в семь лет, не будет читать в пять, не будет еще ходить в какую-то секцию… и свою тревогу инъецируют в детей.
Давайте пофантазируем про школьную программу….
В жизни обычного человека, не занятого наукой, максимум могут пригодиться: арифметика, простейшая геометрия, плюс тригонометрия, уравнения без систем. Все логарифмы, интегралы и остальное — просто потеря времени. Кому они нужны — пусть учат их в университете. То же самое можно сказать относительно физики.
Физику легко может понять человек, не разбирающийся в математике, если сократить в учебнике физики число задач и научить этого человека наблюдать физические явления. Химия — то же самое. Зачем столько специализированного материала в школе? Кто хочет быть химиком, пусть учит химию отдельно, в высшем учебном заведении
Возможно есть смысл сократить школьную программу, чтобы выделить время на действительно важное, что потребуется в жизни подростку.
Это коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление. Качества, нужные детям в будущем. То, чему должны, но не учат в школе.
У учителей — много материала, который нужно дать за урок. Если еще и общаться с учениками — времени на это не хватит.
Представьте, что команде людей дали задание — идите и сделайте то-то, так-то, так-то. Они идут и начинают работать. Один из них «генерит» идеи, второй критикует, третий всех утешает и мотивирует, рассказывая, что все они молодцы. Четвёртый записывает прозвучавшие предложения, чтобы не повторяться, пятый — бегает за кофе, создавая рабочую атмосферу, это тоже нужно. Это называется — работа в команде. Так работают взрослые, потому, что они работают за деньги, и так работать — эффективно. Но в школе же этому не учат! Если сказать учителю — мы пойдём группой, поработаем над заданием, то он скажет: «откуда я узнаю, что вы каждый его сделали, а не списали у самого умного?». Нет, он узнает, конечно, потом, когда будут тесты. Но, это его не устроит. У учителя поставлена задача — чтобы каждый получил в итоге индивидуальную оценку. Обучение совместной работе, навык которой потребуется выпускнику сразу после выхода из университета, в задачу учителя не входит. Поэтому, с кооперацией в обучении так же примерно плохо, как и с коммуникацией…
Проблема в том, что мир «убегает» вперёд, а мы, довольные достигнутым результатом, не спешим его догонять. И у нас, от этого, появляются проблемы. Мир перестраивается, делая упор на искреннюю вовлеченность и искреннюю увлечённость. Именно это сейчас даёт наибольшую отдачу. Обучение креативности и критическому мышлению в школе, что Вы знаете об этом?

 

Сейчас объём информации уже такой, что запомнить его весь физически невозможно. А быстрота и лёгкость доступа к информации такова, что запоминание теряет всякий смысл. Я до сих пор не понимаю зачем нужно запоминать точные дата каких-то событий, ведь достаточно знать их хронологию. Да, лет шестьдесят назад, широкая образованность и эрудиция давали конкурентное преимущество, а сейчас единственное, где вы можете это применить — играть в игру в телевизоре, отвечая на вопросы. В современном мире — гораздо более ценно умение ориентироваться в море информации, уметь ее добывать, уметь структурировать, уметь определять достоверную информацию. Где этому учат? Нигде этому не учат: в школе не учат, родители не учат. Человек сам учится в интернете. Кто-то научится, а кто-то нет. А нужно это — всем.
Существует ряд идей, которые были правильны в прошлом и которые уже устарели. Однако, родители заставляют детей следовать им, вместо того, чтобы выработать новые, соответствующие нынешнему времени. Например, что нужно копить деньги, что нужно копить знания в школе, что нужно всё делать качественно, что нужно стараться, чтобы старанием добиться успеха.

Всё устарело, -теперь всё теперь не так.
Если в современном мире вы попытаетесь ВСЁ делать хорошо, то вы долго не протянете. Задача в современном мире, наоборот, сейчас стоит прямо противоположная — уметь ловко и быстро определять, что мы можем делать максимально хорошо, что мы делаем приемлемо, а что мы делаем тяп-ляп. Это учит школьников как раз делать выбор, что для них важно, что им нужно делать качественно. Но, тут важна позиция родителей: стоят ли они, нависают и выносят своему ребенку мозг, что все нужно делать хорошо, и он 5-6 часов сидит за уроками, с неврозом, с истерикой, с чем угодно. Или, они говорят ему, что в этой ситуации все сделать невозможно, давай, ориентируйся, разбирайся, что можно сократить, а что нужно сделать качественно, давай я тебе помогу. Необходимая компетенция в современном мире — уметь строить иерархию приоритетов: что нужно делать на совесть, что нужно делать на уровне «сойдет», что нужно делать, лишь бы отвязались. Так же будет потом и на работе. Если требовать от ребенка все делать качественно, у него не будет шанса стать в чём-то лучшим.
Все хорошее — дается только тяжелым трудом, ты должен стараться и этим добиться результата. Но, а что мы видим вокруг? Если посмотреть по сторонам, то мы видим людей, которые очень много работают. Но, можно ли полученные ими результаты объяснить исключительно словами «усердие», «трудом добиваются»? Да, некоторые из них действительно добились результатов потому, что работают, как сумасшедшие. Но, при этом вокруг есть и те, кто добился успеха случайно, явно не в соответствии приложенным усилием. И ещё есть такие кто, наоборот, вкладывает очень много труда, но добивается совсем крошечного успеха. Дети же не дураки, мы же видим, что в современном мире усердность вовсе не равна успеху, а от нас требуют бесконечной усидчивости и прилежания. Сейчас, в современном мире, карьера перестаёт носить исключительно вертикальный характер. Совсем недавно это было аксиомой — усердно, шаг за шагом, ступенька за ступенькой: побыл рабочим, потом бригадиром, потом начальником цеха и так далее. Чтобы сделать карьеру, ты должен попасть в крупную организацию, в какую-то крупную структуру, и там, постепенно карабкаться выше. И если ты не попадаешь в эту иерархию, то у тебя особых шансов нет.
Однако, что происходит сейчас? В мире снова появилась горизонтальная карьера. Когда в последний раз она была? Представьте, средневековье, город мастеров, где вы просто лучше всех делаете горшки, про вас идет слава, что так, как вы, не делает никто. И вот с этого момента вы делаете свою горизонтальную карьеру. Вы не становитесь начальником всех горшечников, вы просто делаете самые крутые горшки, и к вам приезжают со всех окрестных городов, ваши горшки растут в цене, и вы берёте людей в подмастерье, они делают что-то похожее, но все равно не такое, как вы. Вот это и есть горизонтальная карьера. Сейчас это становится возможным. Концепция карьеры в современном мире не про то, что вы обязательно принадлежите к чему-то большому и внутри этого большого карабкаетесь вверх, а в том, что вы знаете и умеете что-то особое и уникальное. Если вы уникальны хоть в чём-то, то вы можете этим зарабатывать. К вам будут приезжать за вашей уникальностью, и платить за неё деньги.
Учёные провели исследования и выяснили, что все люди — талантливы. Только, каждый, уникален по-своему. Просто многие, не задумываясь, следуют общепринятым стандартам. Их мозг перегружен непрерывно поступающей в него информацией так, что не в состоянии провести анализ текущей ситуации и построить прогноз дальнейшего развития событий. Это, в последствии, приводит к жизненным разочарованиям и трагедиям. В каждом из нас спит гений. И с каждым днём — всё крепче!
Дети, рождённые в начале века, то есть, сейчас, имеют большие шансы прожить до ста или, даже до ста двадцати лет. Произойдёт это, благодаря развитию медицины. И если вам сейчас родители выносят мозг, из-за того, что у ребенка плохие оценки по английскому, подумайте о том, что, вполне возможно, что лет через пять, быстро совершенствующиеся электронные переводчики разовьются до такой степени, что надобность знать английский просто отпадёт.

(В приложении Google Translate появилась функция синхронного перевода речи с одного языка на другой. Она будет доступна на Android- и iOS-устройствах. https://hitech.vesti.ru/article/623511/)
И все те усилия, весь тот труд, который вложен в его изучение, окажется напрасным. Если вы посмотрите вокруг себя, то увидите, что всё, что вас окружает, всё, что есть на нашей Земле, появилось благодаря исключительно человеческой фантазии. Знания, они ведь сами по себе — статичны. Они не дают развития обществу лишь фактом своего существования. Вроде того, что вот есть у нас учебник математики, написанный сто лет назад, и это значит, что мы развиваемся. Нет. Сначала, первыми, всегда идёт фантазия и воображение. Кто-то вдруг не с того не с сего, говорит — «А я хочу сделать так-то и так-то! От этого всем станет удобнее и комфортнее жить. Правда, такого ещё нет, но я, кажется, представляю, как это сделать! Нужно только сделать расчёт». И вот этот человек идёт и обращается к знаниям, которые до этого лежали мёртвым грузом. В тот момент, когда это происходит — знания и оживают, становясь нужными. Это такая магия развития, которая срабатывает при наличии двух компонентов — фантазия, плюс знания. А в нашей школе, основной упор делается на вторую компоненту этой магии — механическое впихивание в мозги всей информации, накопленной человечеством на этот день…

Мы с вами, здесь и сейчас, потребляем то, что было придумано нашими предыдущими поколениями. А наши потомки будут пожинать плоды нашего с вами воображения.
Ведь действительно, что бы построить дом, надо сначала его представить, понять чего хочешь и только потом, чертежи, проект, и сама стройка. Что бы что-то получить, надо это представить, сформировать образ, облечь его в мысль, слова. Наверное этого и не хватает нашему образованию, я не хочу сказать, что этому не учат в школе, но хотелось бы этого побольше, чем того, что скорее всего не пригодится….

Н.В.Суровцев

В написании текста использованы фрагменты произведения А. Кощиенко
«Трени-ян »

2015 © Создание сайтов которые приводят клиентов